Аккумулятор представляет собой необходимый агрегат, отвечающий за запуск двигателя автомобиля, поддержание настроек и обеспечения работоспособности, подключенных в бортовую сеть электронных устройств. Источник питания, благодаря происходящим в нем химическим процессам, способен накапливать, удерживать и постепенно отдавать определенное количество электрической энергии.
Важными параметрами батареи выступают сила тока, напряжение и емкость. Последняя характеристика как раз и определяет количество накапливаемой энергии. Чем она больше, тем дольше устройство может использоваться без подзарядки.
Очевидно, что происходящие химические реакции в банках аккумулятора, не всегда протекают в идеальных условиях. На них влияют погодно-климатические условия, возраст батареи, соблюдение порядка и правильность зарядки. Отсутствие ухода и некорректная эксплуатация могут привести к потере свойств аккумулятора, выходу его из строя. Со временем емкость батареи снижается по естественным причинам, ввиду расходования ресурса элементов источника питания.
Среди современных аккумуляторов есть достаточно интеллектуальные системы, нетребующие вмешательства человека, тем самым упрощая жизнь автолюбителю и исключая вероятность неквалифицированного воздействия. Однако, на отечественном рынке и в местных автомобилях чаще всего пока классические варианты батарей. Своевременные уход и обслуживание таких моделей могут продлить период их эксплуатации, а определенные действия даже способны восстановить работоспособность в случае выхода прибора из строя.
Основные проблемы и неисправности аккумулятора
Анализ отзывов автолюбителей, опыт работы мастеров автосервисов и СТО позволяют выявить наиболее распространенные поломки, характерные для среднестатистического аккумулятора.
- Первой проблемой аккумуляторных батарей специалисты называют сульфатацию пластин. Основным проявлением проблемы может быть резко снижающаяся емкость устройства. Мощность падает настолько, что ее не хватает для прокрутки стартера. Дополнительными явлениями, сопровождающими «недуг», являются перегрев пластин, закипание жидкого электролита, рост напряжения на клеммах.
- Разрушение целостности пластин устройства. Поскольку частицы попадают в электролит, проблема определяется темным цветом жидкости в батарее. Такой аккумулятор редко подлежит восстановлению.
- Замыкание близлежащих свинцовых пластин, расположенных в одной секции. Проблема, как правило, характерна для конкретной банки, а выявить ее можно по быстро выкипающему электролиту и перегреву одной секции. Решение проблемы заключается в замене поврежденных пластин.
- При несоблюдении условий эксплуатации и хранения аккумулятора в холодное время года электролит может замерзнуть. В таком случае расширившаяся в твердом состоянии смесь может привести к повреждению внутреннего наполнения (пластин) и внешней обшивки аккумулятора. Ремонту такой источник питания не подлежит.
Восстановление аккумулятора
Определив конкретную неисправность и вероятность реинкарнации, следует перейти к поиску конкретных способов, как восстановить аккумулятор автомобиля.
- Для начала необходимо внимательно осмотреть батарею, визуально определив ее целостность и герметичность защитной оболочки.
- С поверхности удалить любые загрязнения, а клеммы очистить от окисления жесткой щеткой или ветошью, а затем обработать напильником или наждачной бумагой для улучшения контакта. Слабый контакт сам по себе может быть причиной неполадок.
- Провести зарядку и последующую разрядку аккумулятора. Очень удобно, если зарядное устройство имеет режим цикла зарядка-разрядка. Такие операции позволят избавить пластины от ранних проявлений сульфатации. Для старых зарядных устройств процедура проводится следующим образом: аккумулятор заряжается не менее 10 часов с силой тока, не превышающей показатель – емкость / 10. После зарядки к аккумулятору стоит просто подключить любой электроприбор (например, автомобильную лампочку) и включить его. Когда он перестанет работать – аккумулятор разряжен. Ряд циклов описанной последовательности позволяют восстановить батарею при сульфатации.
- Для снятия сульфата и ликвидации короткого замыкания на пластинах можно воспользоваться специальными десульфатизирующими средствами – присадками. Для их внесения плотность электролита должна быть 1,28. Присадка растворяется в электролите за 40–48 часов. После этого снова замеряется плотность. Если показатель не изменился, необходимо провести несколько циклов зарядки-разрядки. Если в процессе зарядки электролит не кипит, а батарея не греется, силу тока следует снизить в 2 раза. Через 2 часа снова замерить плотность электролита и при необходимости откорректировать водой или кислотой. После корректировки снова поставить батарею заряжаться.
Существуют и другие способы и советы, как восстановить аккумулятор автомобиля. Очень важно при этом соблюдать правила элементарной техники безопасности, иначе теоретическая экономия от реанимации аккумулятора может не перекрыть действительного ущерба здоровью и имуществу.