Одним из способов восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора выступает замена электролита. К этой процедуре среди автолюбителей отношение неоднозначно. Некоторые считают, что в случае, если такая необходимость возникла, стоит просто купить новую батарею, а не возиться. Другая же часть автовладельцев придерживается позиции экономии (особенно это актуально в нынешнее кризисное время). А заменив электролит в аккумуляторе автомобиля, можно существенно продлить жизнь изделия.
На современном рынке аккумуляторных батарей для автомобиля представлен широкий выбор разнообразных моделей. Некоторые из них вовсе не требуют ухода или обслуживания. Автопроизводители давно заметили, что сокращение влияния неподготовленного человека на работоспособность сложных систем только продлевает их жизнь и способствует стабильности функционирования. Однако, далеко не каждый агрегат обладает такими свойствами. Большинство источников питания требуют определенного обращения, ухода и обслуживания. Корректное использование и соблюдение рекомендаций производителя позволяют добиться неплохих показателей в обеспечении бесперебойности работы батареи и существенно продлить продолжительность ее эксплуатации.
Какова роль электролита в аккумуляторе
Чтобы понять, для чего нужна замена электролита в аккумуляторе, нужно выяснить его роль в источнике электропитания автомобиля. Благодаря электротоку, производимому генератором авто, между электролитом и свинцовыми элементами батареи происходит химическая реакция, ввиду которой накапливается электроэнергия. Она-то и используется для запуска мотора и включения электроприборов при заглушенном двигателе. Таким образом, замена электролита – необходимое мероприятие для восстановления работоспособности старой батареи.
Процедура замены
Самый простой способ заменить электролит в старой аккумуляторной батарее для автомобиля – обратиться к специалистам на СТО или в ближайших гаражах. Но это, конечно же, будет стоить пусть и небольшой, но суммы денег.
Второй способ – бесплатный – сделать все своими руками. И здесь, в принципе, нет ничего невозможного.
Инвентарь для замены электролита
Для самостоятельной замены пригодится следующий инвентарь:
- банка или любая другая тара, в которую можно будет слить старый электролит;
- ветошь;
- плоская отвертка или неширокая стамеска;
- резиновая груша, с помощью которой можно всосать жидкость (продается в аптеке или медтехнике);
- пуско-зарядное устройство;
- приспособление для определения плотности электролита (так называемый ареометр);
- лейка;
- защитные перчатки (резиновые с повышенным уровнем защиты);
- новый электролит.
Алгоритм процедуры
Чтобы все прошло без лишних сюрпризов и проблем, производить замену стоит, следуя алгоритму:
- Снять зажимы с клемм аккумулятора.
- Демонтировать батарею и разместить ее на ровной поверхности.
- Снять защитную полоску и выкрутить пробки.
- Втянуть электролит грушей через отверстия. Если вдруг жидкость попадет на кожу, необходимо незамедлительно тщательно промыть пораженное место большим количеством воды и с мылом.
- После опустошения батареи ее необходимо промыть дистиллированной водой и вытереть насухо ветошью, чтобы избавиться от остатков кислоты.
- Залить новый электролит. На этом этапе в смесь можно добавить специальные присадки, позволяющие очистить электроды, убрать сульфат.
- При помощи ареометра проверить плотность смеси (ее показатели в исправном устройстве должны приближаться к 1,28 г/с м).
- Дождаться пока из залитой жидкости выйдет весь воздух. А если добавлялась присадка, то она должна полностью раствориться (процесс может занять до 2 суток). Только после этого можно будет начать процесс зарядки.
- Подключить пуско-зарядное устройство. Восстановление заряда должно осуществляться путем применения цикла «зарядка-разрядка» при силе тока не более 0,1 ампера. В процессе рекомендуется следить, чтобы электролит не выкипал.
- Полностью восстановленный аккумулятор должен показывать 2,4 В на каждой из банок или 14 В на клеммах. При достижении номинального показателя нужно в 2 раза снизить ток зарядки. Если в течение последующих двух часов плотность сохранится на том же уровне, то зарядка может считаться оконченной.
Много современных аккумуляторов, однако, не предусматривают возможность разборки и в них нет пробок, через которые можно добраться до электролита. В таком случае единственным способом добраться до жидкости является просверливание отверстий в каждой банке. После проведения процедуры замены электролита высверленные отверстия нужно запаять, вырезав соответствующие пластиковые кружки и расплавив их газовой горелкой.
Так, произвести восстановление старой аккумуляторной батареи – процедура, доступная каждому автолюбителю. Главное, быть внимательным и аккуратно соблюдать технику безопасности при работе с кислотой, огнем и электроприборами.